История

ДО 1917 ГОДА

Затерялся в придонских степях наш казачий хутор с интересным названием Клетская- Почта. А возник он в 30 – 40 годы 18 века, как пересылочный почтовый пункт из задонской станицы Клетской в окружную Урюпинскую станицу. Это место, находящееся на расстоянии от Клетской в один перегонный путь, где менялись лошади. Называлось почтой. Так возникло название Клетская Почта. Сначала был построен один домик и конюшня для сменных лошадей. Домик был построен на юго – западной стороне лимана.

Население хутора стало увеличиваться с 50-60 годов 19 века. Место для жизни человека очень удобное. Богатое рыбой глубокое  большое озеро. На сколько глаз хватает – степь. Неподалеку река Дон и лесистые балки. Есть и плодородная земля, и луга и пастбища. Казаки хуторские занимались хлеборобством, садоводством. Часть степи была распахана, а на  большей части гуляли косяки диких лошадей и табуны домашнего скота.

По решению схода казаков в 1863 году было начато строительство церкви и школы. В 1868 году строительство было закончено. На здании школы была этикетка страхового общества от 1868 года. По административному делению до 1917 года наш хутор Клетская Почта разделялась на две части: южная входила в состав юрта станицы Клетской, северная – станицы Усть-Медведицкой.

АВГУСТОВСКАЯ  ИКОНА  БОЖЬЕЙ  МАТЕРИ

    В сентябре 1914 года, во время Первой мировой войны, казаки хутора Клетско-Почтовского и соседних хуторов, были свидетелями явления Божией Матери с Иисусом Христом на руках в небе над лесами в районе города Августова. Случилось это накануне решающего сражения, которое должно было положить конец отступлению Российских войск В начале войны российская армия потерпела ряд серьезных поражений, что не могло не сказаться на моральном состоянии воинов. К тому же, немецкое командование выдвинуло навстречу нашим войскам несколько колонн, которые должны были задержать наступление. В результате, немецкие войска перемешались в лесах с российскими, частям пришлось действовать вне связи друг с другом и командованием. 
Документальное подтверждение  этого явления нашло отражение в газете «Биржевыек ведомости»:

«…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось на большой крест и скрылось»… После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой»

Сообщение о чуде было перепечатано многими изданиями и распространилось по стране. По указанию Николая Второго были отпечатаны листовки, на которых было изображено явление Божьей Матери с поясняющим текстом. Для увековечивания памяти о Ея чудесном явлении были написаны иконы Божией Матери, получившие различные названия.

Первообразом этих листовок и икон с изображением чудесного явления была икона, написанная на средства, собранные казачками хутора Клетско-Почтовского в память об избавлении от смерти их мужей, участвовавших в сражении под польским городом Августовом и чудом избежавших смерти.

 «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия. Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Мак-сима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла».

Всего указано 52 имени воинов – казаков. И приведена дата (написания иконы) — 1915 года 12-го ноября. Высота иконы 107 см, ширина 70 см. Выпол¬нена предположительно маслом Имя иконописца и место написания иконы достоверно не известны.

В годы государственного богоборчества икона «Пресвятая Богородица Августовская» кем-то из верующих была разъята на две части и спрятана. В начале 80-х годов обе части были вновь соединены, и икона была возвращена Русской Православной Церкви теми, кто ее хранил более 60 лет.  Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.

  28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь этого святого образа.

20-30 – е годы

     Пожар революции 1917 года докатился и до наших хуторов. Революция, гражданская война. Начался передел земли и власти. Да все это – с болью и с кровью. Брат воевал против брата. Сын  против отца. Было и такое на донской земле.

Закончилась гражданская война, казаки вернулись к мирному труду. Жители хуторов собирались на сходы и решали главный вопрос – объединяться в колхозы или жить по-старому. Спорили, убеждали колеблющихся. С большой неохотой вступали казаки в колхозы. Приходилось ходить по домам, убеждать, разъяснять преимущества коллективного хозяйства.
Колхоз создавался в 1929-30 годах. Одним из первых председателей колхоза в хуторе Клетско-Почтовском был Коновалов Иван Яковлевич. Энергичную деятельность развернули сельские Советы. Самым первым секретарем колхоза был Беляков Петр Николаевич. Колхоз сначала называли «За власть Советов» потом «Большевик».

В начале 30-х создали МТС. Ее организаторами были ветераны труда: 
Тимофей Трофимович Суязов;
Иван Кириллович Артемов;
Кирилл Федорович Меркулов и другие.

Первыми тракторами в колхозе были универсалы или как их называли колесники. Вместе с тракторами в колхозе появились машины.

Годы Великой Отечественной Войны

    Но грянула Великая Отечественная Война. И пошли по фронтовым дорогам наши земляки. Многие жизни своей не пощадили ради Победы. Из 530 человек ушедших на фронт из хутора Клетско-Почтовского, не вернулись с поля брани 208 человек. Погибли братья Птахины, Николай Беляков, Михаил Слащев, Мордвинцев и многие, многие другие. Зарастают землей и травой окопы, седеют головы ветеранов, но никогда не забудутся подвиги солдат, имена павших героев.
Тяжело было солдатам, но не легче было и их женам, детям, оставшимся в родном хуторе. Да, мы никогда не забудем подвиг тех, кто держал колхоз на своих плечах во время войны. А плечи то были в основном женские и детские. Работали не покладая рук, косили, пахали на быках и коровах, но самый тяжелый труд несли женщины, которые заменили мужчин на тракторах:

  • Шишлина Мария Сергеевна
  • Триполева Пелагея Ивановна
  • Попова Валентина Ивановна
  • Балганова Дарья Андреевна

Нет, они не воевали эти женщины, и не были в партизанах. Им выпало другое: отправлять на фронт своих сыновей и мужей, сохранять семью, работать для фронта.

Послевоенные годы

   Залечив раны войны, стали работать на родной земле наши односельчане. Из мелких колхозов создали крупное крепкое хозяйство колхоз «Родина». Трудными дорогами шли наши односельчане к славе сегодняшнего дня. Выросли новые поколения тружеников. Честных, трудолюбивых, достойных памяти дедов и отцов. Многие имеют государственные награды за свой труд. Вот их имена: Текутов Дмитрий Константинович, Пытнев Анатолий Ефимович, Бабкин Михаил Петрович, Ремчуков Петр Семенович, Зерщикова Мария Николаевна.